Винная карта ресторана

Создание винной карты ресторана — это искусство, требующее тонкого понимания не только виноделия, но и предпочтений посетителей, гастрономического направления кухни и общего стиля заведения. Ее главная задача выходит за рамки просто продажи напитков. Она играет важную роль в формировании имиджа заведения и в восприятии его клиентами. Правильно подобранный ассортимент может существенно подчеркнуть концепцию ресторана, его стиль и уровень, а также привлечь аудиторию.
По классификации существует три самых распространенных вида, различающихся по принципу организации.

Классическая

Этот тип организован по логике сопровождения трапезы. Вина распределяются в зависимости от этапа подачи: сначала идут аперитивы, подходящие к закускам, затем — основные категории. В завершение - подборка десертных и креплёных напитков. Но первым в списке обязательно должно быть шампанское, хотя бы один вариант.

Каждый раздел обычно состоит из продукции с указанием названия, страны, цены, качественной категории в сокращенном варианте: Италия - DOC, DOCG; Франция - VdT, VdP, VDQS, AOC; Испания - DO, DOC.

Сортовая

Напитки группируются в зависимости от используемого винограда: каберне совиньон, шардоне, мерло, пино нуар, рислинг. Отдельно выделяются купажные вина, созданные из нескольких сортов. Содержание каждой группы также делится по регионам, производителям и ценам. Каждое наименование сопровождается краткой характеристикой. Такой формат удобен для знатоков и ценителей, предпочитающих определённые сорта.

Региональная

В этом случае в список включают алкоголь из разных стран. Логично начать перечень с вин европейского производства, после чего представить продукцию из Нового Света — Чили, Австралия, ЮАР и другие страны. Часто бюджетный сегмент закрывают российские напитки, и не стоит ими пренебрегать.

Внутри каждого регионального блока вина можно дополнительно структурировать по принципу подачи — от аперитивов до десертных. Региональный подход особенно уместен в ресторанах с разнообразной международной кухней.

Услуги сомелье, обладающего глубокими знаниями в области виноделия помогут сформировать карту вин лучше: подобрать как элитные, так и доступные, но качественные позиции. При составлении необходимо учитывать ряд ключевых факторов. Один из важнейших — грамотное сочетание вин с блюдами, представленными в меню, чтобы алкоголь не просто дополнял вкус еды, а создавал с ней гармоничную гастрономическую пару. Даже недорогие вина должны быть интересными и предложенными надежными производителями. Также важно включать в карту не только хорошо узнаваемые бренды, но и редкие, необычные вина — именно они вызывают интерес у винных энтузиастов и гурманов, ищущих новые впечатления. Процент обновлений не должен быть больше 15%: так вы сможете ввести достаточно новых вин и при этом сохраните любимые марки основных клиентов.

Создание винной карты

Достойная винная карта — это разнообразие. Оптимальный объём — от 50 до 100 позиций, чтобы каждый гость что-то смог выбрать для себя. Одним из особенностей оформления прогрессивной винной карты является то, что каждый раздел вин снабжается небольшим уточняющим описанием- укажите название вина, производителя, регион, сорт винограда и год урожая. А при описании коктейлей на основе вина нужно указывать их состав.

Если вы решили ограничиться компактной подборкой, уделите особое внимание их уникальности и выразительности — избегайте повторяющихся по стилю и вкусу позиций, иначе выбор окажется сложным и однообразным.

Цветовое соотношение в винной карте может варьироваться. Статистика показывает, что в среднем белые сорта составляют 40% винной карты, красные – 40%, игристые – 15%, розовые – 3% и сладкие – 2%. Выбирать вино следует в зависимости от специфики меню. Например, если в ресторане преобладают мясные блюда с острыми специями, то акцент в винной карте стоит делать на красное вино. В заведении, где основное внимание уделяется птице, рыбе и морепродуктам, важно предусмотреть широкий ассортимент белых вин, особенно при наличии блюд азиатской, итальянской и греческой кухни. Важно помнить, что винная карта должна учитывать не только постоянное меню, но и сезонные изменения в предложении. Летом, как правило, востребованы белые сухие и полусухие вина, такие как Совиньон Блан и Рислинг. В холодное время года к более насыщенным блюдам лучше подойдут красные сорта, например, Примитиво, Шираз и Гренаш, а также крепленые, которые гармонично сочетаются с сытной кухней.

Рекомендации по созданию винной карты

Один из ключевых моментов — это подбор вин в соответствии с меню. Например, для ресторана с мясными блюдами на гриле идеально подойдут насыщенные красные вина, такие как Кьянти или французское вино Шираз. В ресторане, который специализируется на легких салатах или свежих морепродуктах, стоит сосредоточиться на белых винах с яркими фруктовыми нотками или полусладких напитках. Очень важно учитывать цвет вина, ведь белое или розовое вино идеально подходит для легких блюд, а красное — для более насыщенных, например, с соусами или мясом.

Подбор вино в соответствии с вкусовыми предпочтениями гостей, которые могут заказать бутылку пресного или полусладкого вина, — это метод, который помогает создать баланс и улучшить впечатление от еды. Также важно, чтобы каждый гость мог оценить вино в бокале перед покупкой, например, попробовав несколько вариантов. Если клиент решит заказать определенное вино, наличие выбора помогает ему не чувствовать себя ограниченным.

Грамотно составленная винная карта помогает посетителям легко ориентироваться в ассортименте напитков, чтобы выбрать под конкретное блюдо. Чем она понятнее и информативнее, тем выше шанс, что гости сделают осознанный выбор и останутся довольны. Это не только повышает их лояльность, но и укрепляет репутацию заведения.
К тому же она становится особенно ценной во время тематических мероприятий — будь то фестивали, дегустации, мастер-классы по культуре питья или авторские коктейльные вечера. Важно обучить сотрудников ресторана, которые бы авторитетно рекомендовали любое вино и объясняли гостям особенности данных видов.

Курсы для владельцев ресторанов

Академия Гостеприимства предлагает пройти курс «Сомелье. Первый шаг к вину», который поможет подготовить специалистов, владеющих навыками сервировки вина, знаниями о его производстве, хранении, подаче.

После завершения курса участники знают историю виноделия (в том числе в Крыму) и типологию вин, особенностях производства, хранения и потребления вина, правила дегустации; умеют определять характеристики вина (качество, сорт винограда, регион происхождения, его возраст), сочетать вина и блюда, раскладывать аромат вина на составляющие и интерпретировать полученные букеты. Официальный сертификат, подтверждающий освоение программы, станет не только формальным свидетельством знаний, но и весомым аргументом в профессиональной деятельности — будь то работа в сфере гостеприимства, ресторанного бизнеса или алкогольной дистрибуции. Он особенно ценен для тех, кто планирует заниматься составлением винной карты ресторана, управлением барной картой или работать в компаниях, связанных с винной продукцией. Он помогает не только укрепить позиции, но и открывает возможности для карьерного роста, повышения квалификации и перехода на более высокий уровень в индустрии HoReCa.

Вам может быть интересно: